«Как ли построить современную систему оценки и управления качеством образования в школе?», — таким вопросом задаются сегодня многие руководители образовательных организаций. И действительно, за последние годы многое изменилось в методических и методологических подходах к решению этой задачи:
изменились подходы к определению оценки качества образования в нормативных документах;
вводятся новые стандарты образования, основные образовательные программы всех уровней образования, содержащие требования к планируемым результатам обучения;
предъявляются новые требования к внутренней системе оценки качества образования;
возникли новые требования к профессиональной и контрольно-оценочной деятельности учителя.
Сегодня основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации ориентированы на оценку образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основу их промежуточной и итоговой аттестации, а также процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней; на оценку результатов деятельности педагогических кадров как основу для аттестационных процедур; на оценку результатов деятельности образовательной организации как основу для аккредитационных процедур.
При этом основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней общего образования, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.
К настоящему времени в российской системе общего образования сложились и утвердились процедуры внутренней и внешней оценки, включающие в себя стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений учащихся и профессионального мастерства учителя, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся (внутренняя оценка); государственную итоговую аттестацию, независимую оценку качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней (внешняя аттестация). Достижение согласованности процедур внешней и внутренней оценки – еще один вызов, стоящий перед конкретными образовательными организациями.
Хорошо известно, что планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы делятся на три группы – личностные (не подлежат оценке в ходе каких-либо специальных процедур), метапредметные (диагностика этих результатов проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года) и предметные, которые состоят из текущей оценки индивидуального продвижения учащегося в освоении программы учебного предмета и тематической оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством просвещения РФ.
Таким образом, оценка предметных результатов является предметом систематической работы учителя при преподавании той или иной учебной дисциплины. Основным предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
Задача оценивания планируемых результатов освоения образовательной (рабочей) программы по предмету существенно усложнилась после начала перехода в 2022-2023 учебном году к обновленным образовательным стандартам и в 2023-2024 учебном году — к Федеральным рабочим программам.
В обновленных рабочих программах планируемые личностные и метапредметные результаты раскрываются для каждой ступени обучения с учетом специфики учебного предмета, а предметные — по годам обучения. При этом связь между зафиксированными в рабочих программах предметными результатами и конкретными учебно-познавательными и учебно-практическими задачами по предмету закреплена в «Универсальных кодификаторах для процедур оценки качества образования», утвержденных Федеральным институтом педагогических измерений.
Кроме того, при оценке уровня достижения каждым учащимся планируемых результатов освоения образовательной рабочей программы по предмету (базовый, повышенный, ниже базового) необходимо также учитывать нормативы оценивания, сформулированные в виде точных количественных показателей для выполненных учащимся в процессе тематического контроля учебно-познавательными и учебно-практическими задач.
Все эти требования и особенности оценивания предметных результатов довольно сложно учесть как при проведении регулярных оценочных процедур по предмету в конкретном классе, так и при консолидированным анализе полученных результатов для класса по всем предметам или для школы по всем классам и предметам.
Рис. 1. Отчет «Анализ результатов контрольных работ»
Рис. 1. Отчет «Анализ результатов контрольных работ»
Рис. 2. Отчет «Мониторинг» показателей качества образования за учебный год
Рис. 2. Отчет «Мониторинг» показателей качества образования за учебный год
Как же быть в такой ситуации? Интересно изучить опыт тех школ, где уже некоторое время для обработки данных о результатах освоения образовательной программы используются автоматизированные системы, такие, как «1С:Оценка качества образования. Школа».
Вебинар 7 апреля 2023 года
Вебинар, на котором представители гимназии № 7 в Мурманске и лицея № 180 в Нижнем Новгороде поделились своим опытом построения внутришкольной системы оценки качества образования.
Эта аналитическая система проста в использовании, так как предусматривает загрузку первичных данных из электронного журнала, после чего расчет показателей уровня достижения каждым учащимся, классом и школой в целом планируемых результатов освоения образовательной рабочей программы по всем предметам производится автоматически и доступен (с разграничением прав доступа) педагогам, классным руководителям, директору и заместителям директора школы. Особенность этой программы в ее универсальности: ее можно применять при работе с электронными журналами любых модификаций, что позволяет сохранять аналитические данные даже в случае перехода школы на другой электронный журнал.
Программа позволяет в сжатые сроки после завершения каждого учебного периода в течение учебного года получать большой объем объективной информации для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в школе и отслеживать их эффективность. Отзывы педагогических коллективов школ, использующих программу «1С:Оценка качества образования. Школа» в штатном режиме, позволяют сделать вывод, что данная «программа принесет значительную пользу образовательным учреждениям» (А. В. Атанова, методист МОУ «СОШ „Токсовский центр образования“», Ленинградская область) и «будет востребована во многих крупных общеобразовательных учреждениях с большой численностью учащихся» (С. П. Петрушкина, заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 9 г. Сургута).
Автор статьи
Татьяна Чернецкая
Автор учебных курсов, преподаватель «1С:Учебного центра № 1», ведущий методист отдела образовательных программ 1С, кандидат педагогических наук
Татьяна Чернецкая
Преподаватель и организатор учебных курсов в «1С:Учебном центре № 1»,
руководитель методического направления отдела образовательных программ 1С,
кандидат педагогических наук по специальности
13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (математика)».
Сфера профессиональных интересов — электронное и дистанционное обучение, цифровая дидактика,
использование цифровых инструментов в обучении математике, довузовская математическая подготовка школьников.
Специализируется на программах: «1С:Образование», «1С:Оценка качества образования»,
«1С:Математический конструктор».
Стаж преподавательской деятельности более 25 лет. Преподает и занимается организацией учебных курсов
в «1С:Учебном центре № 1» с 2015 года.