Как выбрать программную систему для организации дистанционного обучения
1С:Образование. Цифровые образовательные решения
Как выбрать СДО

Как выбрать программную систему для организации дистанционного обучения

С начала 2020-2021 учебного года во многих регионах России перед школами вновь встал вопрос о переводе учебного процесса, частично или полностью, в дистанционный формат. Анализируя публикации в открытой прессе, обсуждения данной проблемы в педагогическим и родительском сообществах, мы пришли к выводу, что не всегда администрации школ удается эффективно организовать дистанционное обучение, что негативно сказывается на учебном процессе: учителя перегружены работой, школьники плохо усваивают материал, родители нервничают, а результаты обучения ухудшаются.
Мы предлагаем администрации школ несколько простых критериев для выбора системы дистанционного обучения, возможности которой позволят без потерь перенести образовательной пространство школы в онлайн и не потерять контроль над ходом и результатами учебного процесса.
1
Ориентированная на школу система администрирования
При переходе на дистанционную форму очень важно сохранить единое информационное пространство школы: чтобы все учащиеся и педагоги работали в одной программной системе, сохранялись параллели, классы группы и подгруппы учащихся, классное руководство, велся учет дистанционных занятий, формировались различные отчеты для администрации школы. Кроме вполне очевидных преимуществ – быстрого и организованного перехода на дистанционное обучение всей школы сразу и контроля за ходом учебного процесса – есть еще ряд положительных моментов для учащихся и родителей: одна учетная запись (один логин и пароль), учебные материалы, задания и оценки по всем предметам собраны в одном ресурсе.
2
Легкий переход от дистанционного обучения к очному и обратно
В период пандемии, когда переход на дистанционное обучение и обратно может быть многократным, имеет смысл выбирать системы, которые обеспечивают комплексную автоматизацию учебного процесса любой формы. Такие системы позволяют с одной стороны с наименьшими усилиями перейти к дистанционному обучению, а с другой – продолжать пользоваться всеми преимуществами и удобствами автоматизации в обычном очном или смешанном обучении.
3
Возможности как для проведения онлайн-занятий, так и для организации самостоятельной учебной деятельности школьников
Нередко встречается мнение, что для полноценного перевода учебного процесса в дистанционную форму достаточно онлайн-уроков, которые заменят очные уроки. Однако, здесь есть проблема: если мы используем только онлайн-уроки, то становится сложно и даже невозможно контролировать самостоятельную учебную деятельность школьников. Поэтому нужны возможности для организации такой деятельности с обратной связью, когда учитель мог бы видеть и оценивать результаты того, что сделал школьник. Хорошая система для дистанционного обучения имеет инструменты для назначения групповых и индивидуальных заданий и автоматической проверки правильности их выполнения. Полезно, когда на основе результатов работы школьников составляются различные отчеты, позволяющие учителю управлять учебным процессом.
4
Платное лучше, чем бесплатное, российское лучше, чем иностранное
Для многих образовательных организаций важнейшим критерием при выборе системы для перехода на дистанционное обучение становится бесплатность. Но у очевидной в этом случае денежной выгоды есть и обратная сторона: если речь идет о бесплатном (так называемом «свободном») программном обеспечении, то его поддержка и сопровождение целиком и полностью ложится на школу без возможности получить своевременную квалифицированную помощь разработчиков. Коммерческие сервисы дистанционного обучения, как правило, имеют службы технической и методической поддержки, которые отвечают за корректность работы сервиса, готовы отвечать на ваши вопросы и решать проблемы, если они возникнут.
Еще одна проблема – использование иностранного программного обеспечения при наличии отечественных аналогов. Одна из основных проблем здесь также связана с поддержкой и языковым барьером: зачастую сложно найти методическую литературу по иностранной системе на русском языке, а в случае возникновения проблем – получить консультацию. При выборе системы рекомендуем ориентироваться на «Единый реестр российских программ для электронных и вычислительных машин и баз данных» Минкомсвязи РФ. Например, система «1С:Образование» входит в этот реестр под номером № 4961.
5
Проверенная библиотека учебных материалов по школьной программе
Часто при использовании онлайн-сервисов для электронного и дистанционного обучения учителя жалуются на то, что в представленных материалах встречаются фактические ошибки, они не соответствуют образовательной программе, возрастным особенностям школьников и так далее. Поэтому рекомендуем выбирать сервисы, в которых содержится контент, прошедший соответствующую экспертизу или имеющий рекомендации. Например, цифровую библиотеку учебных материалов системы «1С:Образование» составляют учебный пособия, которые выпускаются издательством «1С-Паблишинг», чьи издания допущены к использованию при реализации основных образовательных программ общего образования, имеющих государственную аккредитацию (см. Приказ Минобрнауки РФ № 699 от 9.08.2016).
6
Разнообразие учебных материалов в системе
Одна из важных задач при переходе на дистанционный формат – это сохранение мотивации школьников к процессу обучения. Один из способов решения этой задачи – использование интерактивных мультимедийных учебных материалов различного дидактического назначения. Технологии мультимедиа позволяют сделать работу школьника с учебными материалами интересной, различные дидактические свойства – организовать в рамках дистанционного занятия смену видов деятельности, интерактивность учебного материала позволяет и учащемуся, и учителю получить обратную связь.
7
Инструменты для создания авторского контента
Как правило, у любого учителя есть свои методические наработки и дидактические материалы, которые уже зарекомендовали себя в учебном процессе как эффективные. Наличие в системе удобных инструментов, позволяющих перевести эти материалы в цифровой формат (например, сделать из бумажного теста интерактивный с автоматической проверкой) – это большое преимущество: повышается удобство работы с материалами, расширяется арсенал средств обучения, которые может использовать педагог.
8
Возможности для совместной работы и общения
Одним из негативных последствий дистанционной учебы является недостаток привычного школьникам и учителям общения. Поэтому если в системе есть средства для организации взаимодействия, это большой плюс. Обмен личными сообщениями, участие в учебном обсуждении в чате, обмен ссылками на учебные материалы, совместное создание учебных материалов – умелая организация такой деятельности поможет учителю и учащимся не потерять связь друг с другом и общаться в процессе учебной деятельности.
Надеемся, что представленные критерии помогут вам в случае необходимости выбрать удобную программную систему и перевести учебный процесс в дистанционную форму быстро и эффективно.

Дополнительно

Система электронного и дистанционного обучения «1С:Образование» и учебные материалы в облаке