Опыт организации дистанционного обучения
1С:Образование. Цифровые образовательные решения
Опыт организации дистанционного обучения

Опыт организации дистанционного обучения

Об опыте организации дистанционного обучения в школах и колледжах с помощью системы «1С:Образование»

Об опыте организации дистанционного обучения в школах и колледжах с помощью системы «1С:Образование»

1. Введение. Актуальность использования дистанционных образовательных технологий

Весной 2020 года в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в России (распространение коронавирусной инфекции COVID-19) многие общеобразовательные школы и колледжи вынуждены были перейти на режим свободного посещения занятий или были закрыты на карантин.

В сложившейся ситуации для образовательных организаций было очень важно не прерывать учебный процесс, так как приближались окончание учебного года, промежуточная и итоговая аттестация школьников, экзамены в организациях среднего профессионального образования. Выходом из ситуации стал переход общеобразовательных школ и колледжей на дистанционную форму обучения.

Использование электронной формы обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ регулируется статьями 16 и 17 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. При этом до весны 2020 года в России не существовало опыта массового перехода образовательных организаций (не только школ, но и колледжей и вузов) на дистанционную форму обучения. Однако в конце марта 2020 года такой опыт оказался весьма востребованным и жизненно необходимым.

В этот период многие российские сервисы онлайн-обучения предоставили образовательным организациям возможность бесплатного использования своих платформ и размещенных на них учебных материалов для организации дистанционного обучения. Одним из таких сервисов стала система «1С:Образование» (http://obrazovanie.1c.ru/), разработанная фирмой «1С» на базе существующей с 2006 года одноименной программной платформы [2].

2. Основные возможности системы «1С:Образование» для дистанционного обучения

Что же получили школы и колледжи, выбравшие для перехода на дистанционное обучение систему «1С:Образование»?

Схематично основные возможности системы для дистанционного обучения представлены на рисунке 1.

Pict_1.png


Рис. 1. Возможности системы «1С:Образование» для дистанционного обучения на примере школы

Среди этих возможностей хотелось бы выделить самые важные [3]:

·       наличие цифровой библиотеки учебных пособий «1С:Школа»[1], содержащих различные интерактивные мультимедийные электронные образовательные ресурсы;

·       наличие инструментов для создания авторских учебных материалов различного дидактического назначения (обучающих, тренажерных, практических, лабораторных, контрольных), в том числе с автоматической проверкой правильности выполнения;

·       возможность назначения групповых и индивидуальных заданий учащимся на основе интерактивных учебных материалов;

·       детальное информирование преподавателя о ходе и результатах самостоятельной учебной деятельности учащегося;

·       возможности для совместной работы и общения, интеграция с любыми сервисами видеоконференцсвязи для проведения онлайн-занятий;

·       ориентированная на образовательную организацию система администрирования пользователей, позволяющая учесть особенности организации учебного процесса в конкретной школе или колледже, вести учет дистанционных занятий, контролировать характер взаимодействия преподавателей и учащихся с сервисом дистанционного обучения;

·       возможность обмена данными с программами для автоматизации административно-хозяйственной деятельности образовательной организации, электронными журналами и дневниками [4].

В ходе упомянутой выше акции по бесплатному предоставлению системы «1С:Образование» в марте—мае 2020 года к системе подключилось более тысячи общеобразовательных организаций и более двухсот организаций среднего профессионального образования (СПО).

Доступ к системе организован таким образом, что каждая образовательная организация получала отдельную базу данных с возможностями добавлять в нее пользователей (преподавателей и учащихся), создавать учебные периоды в соответствии со своим графиком работы, журналы для учета дистанционных занятий и другими функциями, предоставляемыми сервисом. При этом школам и колледжам предоставлялись разные цифровые библиотеки: библиотека для школ содержала учебные пособия практически по всем основным предметам школьной программы для всех классов с первого по одиннадцатый; библиотека для колледжей содержала учебные пособия по общеобразовательным дисциплинам по программам среднего профессионального образования.

С началом массового использования системы «1С:Образование» для организации учебного процесса перед разработчиками системы встала первоочередная задача быстрого обучения большого количества пользователей основам дидактики дистанционного обучения и работе в системе. Для решения этой задачи были использованы различные инструменты, по отзывам пользователей наиболее эффективными оказались:

·       материалы сайта http://obrazovanie.1c.ru/;

·       книга методических рекомендаций по использованию системы «1С:Образование» в учебном процессе [2] (http://obrazovanie.1c.ru/books/guidelines/);

·       серия обучающих вебинаров от методистов фирмы «1С», которая была проведена в максимально короткие сроки — в течение одной недели, пока большинство образовательных организаций находились на каникулах (http://obrazovanie.1c.ru/events/2020/).

Общение с пользователями осуществлялось через линию технической и методической поддержки (электронная почта, телефон, различные мессенджеры). Полученная таким образом, а также с помощью обезличенного мониторинга активности различных действий пользователей в базах данных информация позволила сделать ряд наблюдений относительно того, как проходил переход на дистанционную форму обучения в разных образовательных организациях и каким образом использовался сервис преподавателями и педагогами.

3. Особенности организации дистанционного обучения с использованием системы «1С:Образование» в школах и колледжах

Интересно отметить, что часть образовательных организаций использовала для организации учебного процесса как асинхронную форму взаимодействия между педагогами, преподавателям и учащимися с помощью системы «1С:Образование», так и синхронную с помощью различных сервисов видеоконференцсвязи (ВКС). Такой подход, по отзывам пользователей, оказался наиболее эффективным: учитель (преподаватель) проводил онлайн-занятие с помощью сервиса видеоконференцсвязи, после которого выдавал задание для самостоятельной работы учащегося в системе «1С:Образование». Таким образом решалась задача контроля за результатами самостоятельной учебной деятельности учащегося при сохранении привычного для него режима школьных занятий, роль которых в новых условиях стали играть онлайн-уроки. Стоит также добавить, что возможности некоторых сервисов ВКС позволяют прямо во время онлайн-занятия транслировать изображение не только экрана компьютера педагога, но и учащегося. Если при этом учащийся выполняет интерактивное задание, назначенное ему педагогом в системе «1С:Образование», то такая форма работы становится аналогична индивидуальному ответу у доски.

В процессе использования системы «1С:Образование» образовательные организации практически сразу разделись на две группы:

·       в первую группу вошли школы и колледжи, зарегистрировавшие в системе всех преподавателей и учащихся с первого по одиннадцатый класс или всех студентов, обучающихся в колледже, т. е. полностью и на регулярной основе перешедшие на дистанционную форму обучения с помощью системы;

·       во вторую группу вошли образовательные организации, в которых только часть преподавателей (и соответственно, только те учащиеся, с которыми они работают) эпизодически использовали систему «1С:Образование» для проведения дистанционных занятий.

Следует отметить, что практически все образовательные организации первой группы смогли освоить и начать полноценно использовать основные инструменты системы в достаточно короткие сроки — не более двух недель. В большинстве случаев это связано с целенаправленной деятельностью администрации образовательной организации, включающей в себя своевременное принятие локальных нормативных документов, регламентирующих переход на дистанционную форму обучения, активное использование возможностей технической и методической поддержки для решения возникающих проблем, массовое обучение педагогов работе в сервисе на основе имеющихся методических материалов (видеозаписей упомянутых выше вебинаров, методических рекомендаций и т. д.).

Существенное влияние на подготовку индивидуальных баз данных к работе и сокращение сроков освоения пользователями функционала системы оказало наличие или отсутствие в образовательной организации технических специалистов, занимающихся обслуживанием ИТ-инфраструктуры.

Наибольший интерес с точки зрения анализа активности и результатов использования системы «1С:Образование» представляют школы и колледжи, вошедшие в первую группу. По их отзывам, большим плюсом системы «1С:Образование» по сравнению с другими аналогичными сервисами стала ориентированная на образовательную организацию система администрирования пользователей, которая позволила учесть особенности организации учебного процесса в каждой конкретной школе или колледже — сохранить структуру классов, групп и подгрупп учащихся, вести учет дистанционных занятий, осуществлять полноценный контроль за действиями всех участников образовательного процесса и т. д. В этих образовательных организациях количество зарегистрированных в системе преподавателей составляло от 50 до 100 человек, количество учащихся доходило до 1000–1500 человек. За время активного использования системы в апреле-мае 2020 года в подгруппе «Школы» было зарегистрировано до 200 тыс. действий пользователей в среднем на одну образовательную организацию (максимальные значения — свыше 2 млн действий), более 35 тыс. обращений к цифровой библиотеке учебных материалов в среднем на одну образовательную организацию (максимальные значения — свыше 300 тыс. обращений). В подгруппе «Колледжи» за то же время было зарегистрировано до 100 тыс. действий пользователей в среднем на одну образовательную организацию (максимальные значения — около 1,5 млн действий), более 16 тыс. обращений к цифровой библиотеке учебных материалов в среднем на одну образовательную организацию (максимальные значения —около 300 тыс. обращений).

4. Анализ использования ЭОР из состава цифровой библиотеки системы «1С:Образование»

Интересно посмотреть на опыт использования электронных образовательных ресурсов из состава цифровой библиотеки системы «1С:Образование». В состав цифровой библиотеки входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР) различного дидактического назначения, позволяющие переводить в дистанционную форму практически все виды учебной деятельности [5, 6]:

·       ресурсы информационного характера, позволяющие повысить степень наглядности в изложении учебного материала (анимированные рисунки, карты лекции; интерактивные рисунки, таблицы и схемы; аудио- и видеофрагменты);

·       ресурсы для закрепления, контроля и самоконтроля знаний, позволяющие организовывать практические занятия с целью контроля и коррекции усвоения учебного материала с возможностью проверки и самопроверки, анализа и обсуждения ошибок (интерактивные тренажеры, задания, тесты, карты и т. д.);

·       ресурсы для виртуальных исследований и экспериментов, позволяющие наглядно представить на экране компьютера изучаемые процессы и явления в виде их моделей (динамические модели, виртуальные лаборатории и т. д.);

·       ресурсы для расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся, позволяющие организовать деятельность, направленную на развитие навыков работы с информацией (виртуальные экскурсии, интерактивные справочники, энциклопедии и словари, ленты времени).

Цифровая библиотека сервиса состояла из нескольких десятков тысяч единиц ресурсов различных типов, перечисленных выше. Распределение числа ресурсов по предметам в библиотеке для подгрупп «Школы» и «Колледжи» представлено на рисунке 2. Для сравнения на рисунке 3 представлено распределение частоты использования ресурсов по предметам. Любопытно отметить, что в школах в тройку наиболее популярных предметов, по которым использовались цифровые ресурсы, попали химия и биология, а также ресурсы, относящиеся к различным предметам начальной школы. В колледжах наибольший интерес вызвали ресурсы по химии и информатике. Ресурсы по истории и русскому языку в колледжах практически не использовались, в то время как те же ресурсы в школе были достаточно популярны.

Распределение для школ

Pict_2a.png

Pict_2b.png

Рис. 2. Распределение ресурсов по предметам в библиотеках:

для школ (вверху) и колледжей (внизу)

Pict_3a.png

Pict_3b.png

Рис. 3. Распределение частоты использования ресурсов по предметам в библиотеках:

для школ (вверху) и колледжей (внизу)

На рисунке 4 приведено среднее количество использования одного ресурса по различным предметам. По этому критерию в подгруппе «Школа» в тройку наиболее часто использованных вошли ресурсы по химии, биологии и русскому языку, а в подгруппе «Колледжи» с большим отрывом ресурсы по химии, затем по информатике и математике.

Одним из объяснений популярности ресурсов по химии и биологии может быть тот факт, что среди нецифровых учебных материалов по этим предметам преподавателям и учащимся недостает наглядных и практических материалов, которые в большом количестве были представлены в цифровой библиотеке. Интерес к разделу информатики в колледжах объясняется высоким спросом на ИТ-образование (в состав ресурсов по информатике входит обучающий материал по популярному языку программирования «1С:Предприятие»).

Pict_4a.png

Pict_4b.png

Рис. 4. Среднее число использования ресурсов по предметам в библиотеках:

для школ (вверху) и колледжей (внизу)

Анализируя представленный выше опыт использования ЭОР в группах пользователей «Школы» и «Колледжи», следует учесть, что объем учебных материалов в цифровой библиотеке для колледжей был существенно (в 6–7 раз) меньше, чем в библиотеке для школ, что, однако, компенсировалось большей активностью преподавателей колледжей по созданию авторских учебных материалов.

Для ряда образовательных организаций, в основном среднего профессионального образования, существенным преимуществом системы «1С:Образование» стало не только наличие готовых учебных пособий по общеобразовательным дисциплинам, но и возможности по созданию авторских учебных материалов в электронном виде вплоть до структурированных учебных курсов. Как и предполагали разработчики системы, оказались востребованными инструменты, позволяющие преподавателю быстро перевести имеющиеся у него дидактические материалы в цифровой интерактивный формат. Быстрее всего преподаватели освоили и чаще всего использовали для создания авторских учебных материалов имеющийся в системе редактор тестовых вопросов (по спецификации IMS QTI) с автоматической проверкой (http://obrazovanie.1c.ru/education/task-and-test/).

5. Основные проблемы дистанционного обучения

В процессе работы многих образовательных организаций выявилась проблема, имеющая прямое отношение к дидактике дистанционного образования: несмотря на наличие в системе «1С:Образование» готовых интерактивных заданий с автоматической проверкой и инструментов для создания тестов самым популярным вариантом выдачи задания учащимся являлось задание в простой текстовой форме, предполагающее его выполнение в тетради, после чего фотографическое или отсканированное изображение задания загружалось в базу данных в виде файла. Преобладание такой формы взаимодействия с учащимися было выявлено в организациях общего образования. В организациях СПО, наоборот, максимально использовались возможности интерактивных заданий и автоматической проверки. В целом такая ситуация может свидетельствовать о слабом знакомстве педагогов общего образования с типами современных электронных образовательных ресурсов и с их дидактическими возможностями в учебном процессе.

Еще одной из выявленных в процессе общения с пользователями системы «1С:Образование» проблем стал низкий уровень обеспечения не только учащихся, но и учителей (речь идет именно о школах) компьютерной техникой, пригодной для обучения с использованием современных программных систем дистанционного обучения и электронных образовательных ресурсов, т. е. стационарными компьютерами, ноутбуками, планшетами с достаточной большой диагональю (напомним, что использование смартфонов для онлайн-образования Минпросвещения России считает недопустимым [7, с. 5]). Авторы статьи полагают, что такая ситуация связана с тем, что до сих пор значительная часть участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся и родители) не рассматривают стационарный компьютер или ноутбук как необходимый в современных условиях инструмент учебной и профессиональной деятельности.

6. Отзывы образовательных организаций о дистанционном обучении с помощью системы «1С:Образование»

Интересно мнение отдельных образовательных организаций относительно тех задач, которые им удалось решить с помощью системы «1С:Образование» при переводе учебного процесса в дистанционный формат.

«Цифровая библиотека сервиса “1С:Образование” содержит широкий выбор учебных материалов по основным предметам для разных уровней обучения. Инструменты для создания авторских учебных материалов позволяют организовать методическую и воспитательную работу учителей и способствуют их творчеству по созданию ЭОР. Инструменты организации учебной деятельности (назначения заданий) позволяют реализовывать различные виды контроля: фронтальный, индивидуальный, реализовать дифференцированный подход к обучению различных категорий учащихся — отстающих и одаренных» (из отзыва директора МБОУ СОШ № 1 г. Анапы С. Н. Носенко).

«Главной административной целью нашей работы по переходу на дистанционное обучение было сохранить единое информационное пространство школы. Благодаря сервису “1С:Образование” мы смогли осуществить контроль практически над всеми аспектами работы образовательного учреждения в новых условиях. В любой момент мог быть осуществлен контроль посещения обучающимися занятий, качество выполнения обучающимися заданий урока и времени, затраченного на его выполнение, уровень подготовки, качество проведения онлайн-уроков педагогами школы, контроль родителями работы детей, используя личные родительские кабинеты. В сервисе разработана система мониторинга действий пользователей и использования материалов, а также система отчетов» (из отзыва директора МОУ СОШ «Токсовский центр образования» Н. Г. Никандровой).

«Сервис “1С:Образование” может быть использован в организациях общего образования как для обучения в дистанционной форме, так и для поддержки очного процесса обучения содержательной работой с электронными образовательными ресурсами различного дидактического назначения» (из отзыва заместителя директора по УВР МБОУ «Гимназия № 13» г. Аргуна Т. М. Забалуевой).

7. Заключение

К сожалению, на момент написания статьи (сентябрь 2020 года) эпидемиологическая ситуация в России и в мире остается нестабильной и нет уверенности в том, что в течение нового 2020/2021 учебного года не возникнет необходимости вновь вернуться к дистанционному обучению.

Авторы статьи выражают надежду, что представленный опыт поможет образовательным организациям в случае необходимости экстренного перевода учебного процесса в дистанционную форму сделать это быстро и эффективно.

Список использованных источников

1.      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2.      Чернецкая Т. А., Первушин В. Ю., Кузора И. В., Воробьев Д. С. «1С:Образование 5. Школа» — система организации и поддержки учебного процесса. Методические рекомендации по использованию в образовательных учреждениях. М.: 1С-Паблишинг, 2016. 169 с. http://obrazovanie.1c.ru/books/Методрекомендации_1СОбразование5_3_издание%20(ред._1).pdf

3.      Чернецкая Т. А. Критерии выбора программного обеспечения для формирования современной информационно-образовательной среды // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2. С. 34-40. https://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poisk-po-statyam/7801/29537/

4.      Вечирко Т. А., Чернецкая Т. А., Яникова З. М. Методические рекомендации по внедрению комплексной системы «Электронные журнал и дневник» // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 13–16.

5.      Чернобай Е. В. Электронные образовательные ресурсы как средство достижения новых образовательных результатов // Профильная школа. 2011. № 5. С. 16–20.

6.      Мылова И. Б. Электронные образовательные ресурсы на учебном занятии. СПб.: СПбАППО, 2008. 72 с.

7.      Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. https://docs.edu.gov.ru/document/id/1857




[1] Учебные пособия «1С:Школа» выпущены издательством «1С-Паблишинг», входящим в перечень издательств, выпускающих пособия, допущенные к использованию при реализации основных образовательных программ (приказ Минобрнауки России № 699 от 09.06.16).



01.09.2020

Возврат к списку