Дистанционка кончится — компьютер не нужен
1С:Образование. Цифровые образовательные решения
Дистанционка кончится — компьютер не нужен

Дистанционка кончится — компьютер не нужен

Дистанционка кончится — компьютер не нужен
Альминдеров Антон Владимирович, руководитель направления
Кузора Игорь Вячеславович, руководитель отдела
Чернецкая Татьяна Александровна, ведущий методист
Отдел образовательных программ фирмы «1С»

Что «цифрового» остается в обучении после окончания массового дистанционного обучения?

Межличностное взаимодействие, учебный процесс

Почти в каждой школе находятся дети, которые проходят обучение на дому. И конечно, в ситуации, когда учитель заболел и в школьном расписании сделали замены, ученик на надомном образовании остается «не у дел», т.к. у заменяющего преподавателя может не быть возможности подхватить надомных учеников вне своего графика. В этой ситуации, использование цифровых технологий позволит ученику дома не выключаться из образовательного процесса, а заменяющему преподавателю полноценно подхватить свалившиеся на него дополнительные часы.
Еще одна головная боль, периодически возникающая у ответственных за организацию учебного процесса – необходимость организовать непрерывность обучения во время проведения выборов или других внеплановых мероприятий: олимпиад, конференций на площадке школы. Если классы отданы под мероприятия, то уроки проводить негде. В школе, где цифровое обучение не в чести, образовательный процесс встает на паузу. В той школе, где цифровое обучение грамотно переплетено с очным, не возникнет проблем с оперативным изменением графика занятий и качество образования не страдает.
Несмотря на то, что массовые, охватывающие всю страну периоды дистанционки закончились, она, дистанционка, может вводиться в отдельных регионах. COVID, грипп или другое обострение эпидемиологической ситуации будет тому причиной. Кроме того, возможность введения карантина у отдельных классов никто не отменял – по тем же причинам. И переход на дистант происходит легче и спокойнее для всех участников процесса (учителей, учеников и родителей и администрации) - если навыки работы с цифровыми материалами будут сформированы в обычном образовательном процессе и станут нормой.
Применение цифрового образования в рамках обычного образовательного процесса существенно повышает устойчивость выстроенной системы обучения в чрезвычайных обстоятельствах.
В школах, идущих в ногу со временем и стремящихся к повышению качества образования все чаще применяют домашние задания в онлайне – выполнить тест, ответить на вопросы или написать эссе. У подготовленных учителей, учащийся получает сразу весь пакет: ссылки на теоретический материал, комментарии учителя перед выполнением работы и, иногда, «тренировочные» тесты и упражнения. При этом учитель, используя возможности цифровых инструментов, получает не только отчет о выполнении заданий, но и, в некоторых случаях, автоматическую проверку выполненных работ. Это позволяет ему сосредоточиться на подготовке нового интересного материала и работе с учениками, и меньше заниматься нудной и длительной проверкой домашних заданий. Дети же получают материал в уже привычной им среде и не попадают в ситуацию «забыл тетрадь», «потерял учебник», «забыл записать домашнее задание".
«В период пандемии в самом начале перехода нашей школы на дистанционное обучение, мы столкнулись с проблемой преподавания учебных предметов, а также оцениванием работ. Очень много материала пришлось обрабатывать вручную, классифицировать, отбирать, переделывать, не говоря уже о том, что проверка электронных скринов и фото работ, написанных от руки учащихся занимала все время учителя с утра до ночи. Это было очень неудобно и громоздко, огромная нагрузка на учителей. Познакомились с предложением платформы 1С Образование. Научились выстраивать уроки и автоматические проверки работ. И, ура! — система заработала! Это огромная помощь в преподавании! Нагрузка сократилась в огромные разы, стало легче учить, а ребятам стало легче учиться. В новом времени с новыми технологиями с 1С!»
Нефедова Светлана Викторовна
Директор школыМБОУ Светлинская СОШ №1 п.Светлый Оренбургской области
Еще одна причина и повод использования цифровых ресурсов - отсутствие необходимых наглядных материалов или лабораторий. При проведении цифровых опытов можно сделать эксперимент или смоделировать ситуацию не доступную для повторения в стандартных школьных условиях - на физике запустить спутник на орбиту и сразу оценить влияние различных факторов (величины земного притяжения, диаметра планеты, плотности атмосферных слоев), на биологии провести эксперимент по равновесию экосистем, вырастить стадо овец и не погубить популяцию хищников, после смерти которой погибнет вообще все(оказывается наличие хищников тоже важно для выживания), на химии провести эксперимент со сложными или дорогими реагентами. Уйти от одностороннего изучения теории, вовлечь ученика в эксперимент - организовать различные виды учебной деятельности.
Грамотное использование цифрового образования (цифровых ресурсов) преподавателем – подбор правильного материала, использование разных источников, возможность показать материал, недоступный для демонстрации в существующих условиях способствует развитию навыков самообразования и самообучения школьников, повышает интерес и мотивацию учеников к получению знаний.
«Новый мир остается более понятен детям, чем взрослым, но в результате пандемии отставание учителей от детей в технологической зрелости и цифровой грамотности заметно и скачкообразно сократилось.
До пандемии 99% учителей не были готовы к дистанту. Как только стало необходимо – учителя изучили всё, что для этого важно. Многие научились пользоваться программами для разработки интерактивных заданий. Учителя резко технологически выросли. Теперь они готовы развиваться. Профессия учителя долгое время была ригидной, устоявшейся. В 21 веке мир стал меняться намного быстрее, чем учителя. Причем не только технологии. И с точки зрения содержания многих предметов. И сами дети (поколения) стали быстрее меняться. После пандемии устойчивость учителя осталась, и даже усилилась, произошел дополнительный отбор и закалка на устойчивость. Но теперь учителя стали более гибкими и внимательными к изменениям. Сейчас ситуация продолжает меняться быстрее, чем успеваешь всё это перерабатывать. Но учителя научились не бояться, выросло уважение к самим себе».
Юлия Крылова
Заместитель директора ГБОУ «Школа №218» г. Москвы
Именно в формате смешанного обучения, под контролем учителя и при его помощи должны формироваться цифровые компетенции учащихся. Критическое мышление при использовании поисковых систем, навыки правильной работы с онлайн-переводчиком, умение применять системы динамической геометрии для развития пространственного мышления и многие другие педагогические результаты от применения ИКТ в образовании – формируются при участии учителя. Поэтому даже в тех случаях, когда дистанционка неизбежна, для освоения цифровых компетенций требуются занятия с учителем в формате удаленного класса, чтобы скорректировать действия учащихся. И наоборот, если есть возможность избежать дистанционного обучения, самостоятельные занятия учащихся с ИКТ необходимы для закрепления полученных цифровых навыков.
«Выдавленную пасту назад, в тюбик не загнать. Дистанционка полностью уже не закончится, формы обучения не вернутся к прежним. Компьютер, сеть, облачный контент из вспомогательного учебного материала превращаются во что-то равное учителю, а в чем-то и превосходящее его. Учитель будет не столько учить, сколько организовывать, воспитывать, развлекать, увлекать. Основные знания станут попадать в головы из интернет-курсов, лекций лучших учителей страны или планеты, красочных экспериментов на экране. И все это посредством компьютерных программ. Поэтому ИТ-индустрию, ИТ-бизнес в ближайшие годы ждёт интересная, творческая работа.»
Николай Комлев Директор ассоциации АПКИТ, председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики

Вопросы технического обеспечения

Перейдем теперь от рассмотрения взаимодействия учитель-ученик-школа к ситуации с техническим обеспечением школ. На вопрос о будущем использования компьютеров есть вариант ответа с условием. «Смешанное обучение – это хорошо, но будет ли у нас компьютерная техника в таком количестве, чтобы ее хватало не только для информатики? Будет ли необходимое программное обеспечение, Интернет-соединение надлежащего качества, системный администратор, который все это настроит?» Ответ напрашивается в аналогии с любым другим ресурсом. Если компьютеров недостаточно, или их хватает только для уроков информатики, то решение этой проблемы – вопрос времени и прикладываемых усилий. А также того, как используется уже имеющаяся техника.
При недостатке компьютеров в школе прямо сейчас есть возможность воспользоваться растущей обеспеченностью школьников персональными компьютерами дома. На фоне пандемии количество не имеющих домашнего компьютера семей заметно сокращается. В пользу этого говорят результаты опросов Росстат и заметный рост рынка ПК в 2020 г. (+9%) при сокращении общего числа сотрудников, работающих в офисах. Может ли школа брать на себя ответственность задействовать возможность использования домашних компьютеров для обучения, если это не является суровой необходимостью и следствием эпидемиологических ограничений, но создает важные педагогические результаты? Почему нет?

Новые требования рынка труда и трансформация рынка образования

Какие изменения произойдут в электронном обучении по итогам пандемии? Уже сейчас можно утверждать, что, прежде всего, заметно изменится рынок труда. Ускоренными темпами все большее количество профессий задействует цифровые умения и знания в области ИКТ, а значит и приобретение соответствующих компетенций более естественно в электронном и смешанном форматах. На то же указывают перевод ВПР и части тестов ОГЭ и ЕГЭ в компьютерный формат: если тестируем школьника на ПК, то и обучать нужно на ПК.
Кроме того, уже сейчас с определенностью можно говорить о трансформации рынка дополнительного образования под действием дистанционных и смешанных технологий, создающих все большую конкуренцию традиционным кружкам. За счет более свободного принятия смешанного формата дополнительное образование оказывается подчас устойчивее общего, школы работают с перерывами на карантины, в то время как многие кружки по необходимости проходят дистанционно или очно – не с одинаковым, но с взаимно дополняющим эффектом.
Мы видим, что ситуация с используемыми в процессе образовательного процесса учебниками меняется по нескольким векторам:
- печатные материалы перерабатываются в электронную форму, дополняются дополнительными ресурсами (графика, анимация, видео, все что сложно добавить в печатную книгу). Всем знакомые книжные библиотеки оцифровывают имеющийся у них контент. Количество доступных электронных библиотек учебных материалов увеличилось в разы.
- государство начинает жестко регулировать качество образовательного электронного контента. Более того, заметно стремление собирать данные об учебном процессе - в первую очередь это оценки, вход в гос. платформу через ЕСИА, сбор цифрового следа учащегося. Эта тенденция будет только нарастать, а значит и онлайн-сервисы тоже будут становится все более обязательными.
«…Если учащемуся назначено тестовое задание, созданное в данной программе, то после выполнения оно будет автоматически оценено, а рекомендованная оценка выставлена в журнал. На странице ученика появляется информация о проценте выполнения задания, а у учителя отметка, которую он подтверждает на своей странице журнала, тогда она становится доступной для ребенка и родителей.
Также учитель получает подробную информацию о ходе самостоятельной работы ученика с заданием— количество попыток прохождения и ответов на вопрос, продолжительность работы с заданием, процент правильных ответов. Каждая выставленная в электронный журнал оценка описывается типом урока (например, урок контроля и коррекции знаний) и типом учебной деятельности (например, самостоятельная работа). На одном уроке можно поставить несколько оценок за разные виды учебной деятельности. При подготовке к уроку, работе над творческим заданием или учебным проектом ученик может создать собственные электронные образовательные ресурсы на основе импорта различных объектов.
Очень удобна эта платформа при использовании технологии модульного обучения.
Главным отличием этой формы обучения оттрадиционной является самостоятельная работа учащегося, что очень важно при организации дистанционного обучения. Школьник изучает учебный материал, а преподаватель координирует иконтролирует его деятельность. Учебный материал дается в форме учебных элементов, при изучении которых идостигаются конкретные цели. Желательно модуль создавать сразу для определенной темы, создание модуля для одного урока чаще не целесообразно.
Каждый модуль состоит изучебных элементов, содержащий учебный материал и методические рекомендации к выполнению заданий, в том числе для самопроверки. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться совсеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал. Модуль также прикрепляется к колонке журнала, а тестовые работы создаются на платформе 1С:Образование».
Тобиен Марина Львовна
Учитель биологии МАОУ города Владимира «Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г. Столетова»
(подробнее об использовании системы 1С:Образование в гимназии читайте в интернете на странице О возможностях использования платформы при проведении дистанционного обучения школьников)
Все вышеописанные ситуации влияют на требования к системам, предоставляющими возможность использования цифрового образования. Конечно, в условиях широкого выбора различных, в том числе и бесплатных систем, возникает объяснимое желание сэкономить, но, как всегда, чаще всего такая экономия выходит боком. Часто бесплатные системы обладают одним или не полным набором качеств. Например, контент бесплатен, но нет возможности задавать и контролировать ДЗ, есть возможность задать ДЗ, но нет возможности сделать свои задания или материалы. Есть возможность задать ДЗ, но нет интеграции со школьным дневником и от учителя требуется вести множество систем и постоянно дублировать данные. Не выгодно платить за корзину разных систем и иметь в их использовании бардак или иметь множество бесплатных систем и источников, но заниматься бесконечным дублированием данных и терять на зарплате учителям и качестве образовательного процесса. Как всегда, «бесплатный сыр – только…»
Выгоднее и материально и оптимизационно использовать качественную комплексную систему, пусть даже и платную. В ней должен быть и верифицированный контент, и широкий функционал для учителя и ученика и возможность интеграции в существующие системы автоматизации школы. Например, 1С:Образование в облаке предоставляет все эти возможности при цене 19990р. в год для школы, что, для сравнения, соответствует стоимости одной шариковой ручки на ученика школы. В системе используется верифицированный образовательный контент и предлагает этот контент в онлайн-формате с сохранением цифрового следа учащегося.

Информация к размышлению

Любопытно отметить, что в школах в тройку наиболее популярных предметов, по которым использовались цифровые ресурсы, попали химия и биология, а также ресурсы, относящиеся к различным предметам начальной школы. Одним из объяснений популярности ресурсов по химии и биологии может быть тот факт, что среди нецифровых учебных материалов по этим предметам преподавателям и учащимся недостает наглядных и практических материалов, которые в большом количестве представлены в цифровой библиотеке системы “1С:Образование”.

О системе 1С:Образование

«1С:Образование» — это программная платформа электронного обучения применяется как для самостоятельного обучения, так и для работы с классом в дистанционном режиме. Этот программный комплекс, включающий в себя форму электронного журнала и дневника для учащегося, используется для организации обучения с применением электронных образовательных ресурсов, реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников, контроля уровня знаний учащихся и организации совместной проектной работы. Помимо ведения журнала, программа дает широкие возможности для организации работы как в классе с использованием ресурсов «Электронной библиотеки», так при выполнении учеником домашнего задания.

24.02.2022

Возврат к списку