Внедрение электронного обучения в школе № 52 города Кирова
Представляем трехлетний опыт внедрения электронного обучения на базе программного комплекса «1С:Образование 5. Школа» и электронных образовательных ресурсов «1С:Школа» в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 52 города Кирова.
Необходимость внедрения
Одним из новых прогрессивных методов обучения в настоящее время является электронное обучение. Школы насыщаются компьютерной техникой, в интернете появляется все больше материалов, презентаций, видео по различным предметам образовательной программы. Однако возможностей школе, учителю перейти к обучению ученика, используя электронные ресурсы, это практически не дает. Причины этого кроются как в отсутствии достаточного количества компьютерных кабинетов, куда преподаватель по любому предмету может привести целый класс и провести урок в режиме «один ученик : один компьютер», так и в слабой компьютерной подготовке самого учителя, отсутствию программного обеспечения для подобных уроков, нежеланию части учителей использовать имеющиеся программы.
Учебное заведение может и должно применять электронное обучение, ведь №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит такое обучение к компетенции школы. А для этого необходимы электронные библиотеки, технические средства для работы с библиотекой, учителя, обладающие ИКТ-компетентностью, а также компьютерные классы, где обучающиеся могут формировать эту самую ИКТ-компетентность.
Еще одна сторона, о которой пока мало говорится: ребенок воспринимает компьютер как игрушку. Придя на урок информатики, увидев компьютеры, большинство задает первый вопрос: а можно поиграть? Да и учителя порой воспринимают компьютер как инструмент, дающий возможность проиллюстрировать содержание урока, а не как средство для моделирования самого урока. В связи с этим возникает задача переориентировать участников образовательного процесса в отношении компьютера, поскольку он – не игрушка, не аппарат для демонстрации видеоматериала, а инструмент для работы. И если ученик не только на уроках информатики, но и на других предметах будет применять компьютер для получения информации, для проверки своих знаний, моделирования и т.д., то постепенно у него будет формироваться нужное отношение к компьютеру.
Таким образом, можно сформулировать несколько задач, которые встали перед нашей школой:
- Внедрение электронного обучения в качестве неотъемлемой составляющей образовательного процесса школы.
- Обучение учителей использованию электронных ресурсов в полной мере в процессе обучения.
- Донесение до участников образовательного процесса мысли, что компьютер – это средство для работы, учебы, добычи знаний.
Условия внедрения
По нашему мнению, система программ «1С:Образование 5. Школа» вместе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) серии «1С:Школа» – это именно то программное обеспечение, электронная база данных, которые позволяют выполнить сформулированные выше задачи. Такие средства можно и нужно использовать не только на отдельном компьютере учителя, но и в компьютерном классе на рабочем месте каждого ученика. Но просто взять и начать использовать этот комплекс в школе не так легко. Самое первое и, пожалуй, главное условие – это заинтересованность администрации учебного заведения во внедрении электронного обучения. Второе условие – команда учителей-единомышленников, готовых начать такую работу. И третье – наличие технической базы.
Этапы внедрения
Для эффективного использования системы программ «1С:Образование 5. Школа» наша школа прошла несколько этапов – подготовительный, технический, ознакомительный, пользовательский и аналитический. Что же было сделано на каждом этапе?
Подготовительный этап
Участники этапа: директор школы – решение финансовых вопросов, заместитель директора по ИКТ, учителя – команда единомышленников.
Этот этап был наиболее важен, поскольку в одиночку любой учитель, как бы он ни хотел, не сможет приобрести, поставить и обслуживать программный комплекс «1С:Образование». На этом этапе администрации школы совместно с учителями из команды единомышленников определила необходимые ЭОР серии «1С:Школа».
К вопросу отбора ЭОР мы подошли таким путем: исходили из пожеланий учителей-предметников и их предметов, отбирали ЭОР, ориентируясь на конкретного учителя. Как показал наш опыт, наилучшим вариантом в этом случае будет, если определяется не только предмет и конкретная параллель (допустим: «Биология», 5 класс), а вся линейка ЭОР (т.е. «Биология», 5 –11 классы). Но и после отбора необходимых ЭОР нужно еще раз убедиться, что выбранный комплект ЭОР подходит учителю. Теперь эта задача решается существенно легче, так как на сайте 1С появился новый сервис – «1С:Школа. Онлайн» (http://obr.1c.ru/online/), где каждый учитель может освоить нужные ему ресурсы.
Директор должен обязательно поддерживать этот проект, т.к. вопрос финансирования – важный момент на данном этапе.
Также нужен заинтересованный человек, курирующий и направляющий всю работу – в нашей школе таким человеком стал завуч по ИКТ. Собралась и необходимая команда единомышленников – это учителя, школьные методические объединения, все те, кто был заинтересован в новом методе обучения и первыми внедрили в преподавание ЭОР «1С:Школа».
Технический этап
Для качественной работы программного комплекса «1С:Образование» необходимо наличие локальной сети во всей школе, чтобы доступ к ЭОР был из любого учебного кабинета. Нужен и отдельный компьютерный класс с 12-15 компьютерами для индивидуальной работы учеников с ЭОР серии «1С:Школа»на уроках учителей-предметников, в идеале – мобильный класс с 25 ноутбуками для проведения урока в режиме «один ученик : один компьютер» в любом кабинете школы. Соответственно, при наличии мобильного класса для выхода в сеть необходим еще и Wi-Fi. Так же нужен отдельный сервер или мощный компьютер для установки серверной части программного обеспечения «1С:Образование». На этом этапе большой объем работы у программиста: установка системы программ «1С:Образование», загрузка выбранных ресурсов, внесение списков учителей и учеников, создание классов, распределение ролей и т.д. В дальнейшем у программиста добавятся и другие обязанности, такие как обеспечение бесперебойной работы программы «1С:Образование», помощь учителям на уроках и классных часах, проведение диагностических тестирований, устранение технических неполадок в сети, настройка интернета и т.д.
Ознакомительный этап
На этом этапе команда единомышленников знакомится с образовательными ресурсами серии «1С:Школа», изучает работу в системе программ «1С:Образование», проводит консультации с программистом, обучается работе в компьютерном классе, проводит свои первые уроки с помощью системы программ «1С:Образование». Став уверенными пользователями ЭОР серии «1С:Школа» и научившись работать в программном комплексе «1С:Образование», они своим пока еще небольшим опытом работы должны поделиться с коллегами. Поэтому для всех учителей школы необходимо спланировать и провести специальные курсы. Учитель-предметник из команды единомышленников проводит для своего школьного методического объединения практическое занятие «Знакомство с библиотекой ЭОР «1С:Школа». В результате возможности ЭОР «1С:Школа» будут использоваться учителями в преподавании практически всех предметов. Из своих учебных кабинетов они, имея доступ по сети ко всем ЭОР, могут подобрать материал для любого урока (и изучения нового материала, и повторения, и закрепления).
Пользовательский этап
ЭОР фирмы «1С» на данном этапе станут использоваться учителями при проведении уроков не только в учебном кабинете, но и в компьютерных классах в режиме «один ученик : один компьютер». Появляется реальная возможность формирования универсальных учебных действий у каждого ученика класса средствами электронных образовательных ресурсов, как того и требуют новые образовательные стандарты. Теперь ученик в компьютерном классе может самостоятельно работать над учебным материалом, а также контролировать уровень усвоения темы. На этом этапе могут возникнуть проблемы.
Проблема первая: учитель хотел бы, чтоб в занятии участвовали все ученики класса, а класс – более 25 человек. Решение проблемы: урок начинается в учебном кабинете, объясняется материал, дается задание, затем одна половина класса уходит в компьютерный класс, другая остается работать в кабинете. Через 20 минут ученики меняются. Учитель находится в кабинете, в компьютерном классе работу контролирует программист, который заранее проинструктирован. Еще одно решение: прийти всем классом в компьютерный кабинет. Как говорится – «в тесноте, да не в обиде». Третье решение: разбить класс на группы для проведения урока в компьютерном классе, но, к сожалению, у обычной школы нет законных оснований, нормативных документов, позволяющих разбить класс общего стандарта на группы. Четвертое решение: приобретение мобильного класса на 25 ноутбуков, подключение их к локальной сети.
Проблема вторая: учителя неохотно идут в компьютерный класс. Ресурсами «1С» на уроке в своем кабинете пользуются, но провести занятие, когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером не хотят. Преподаватели трудно перестраиваются, они привыкли работать по старинке. Большинству проще использовать компьютер на уроке лишь для показа презентаций и видеофрагментов. Решение: проведение новых мастер-классов, курсов, показательных уроков, обмен опытом использования ЭОР между различными методическими объединениями внутри школы, среди школ города, на уровне России. На данном этапе происходит преломление сознания педагогов в отношении компьютера.
Анализ работы
В какой-то момент возникает вопрос: система «1С» внедрена и успешно используется большинством учителей, в 2014 году наша школа заняла второе место в Международном рейтинге школ, обеспечивающих современное образование на базе ИКТ.
А что дальше? Далее – новый уровень: участники образовательного процесса начинают совершенствовать свои образовательные ресурсы и создавать новые на базе данной программы. Подключаются учителя, которые с недоверием относились к работе школы с программным комплексом в начале. Есть возможность использования ресурсов программного комплекса в качестве домашнего задания. И появляются новые задачи по модернизации оборудования, созданию еще одного нового компьютерного класса, а то и двух. Возникает необходимость курсов по обучению педагогов созданию своих ЭОР в образовательном комплексе«1С:Образование» и т.д. Учителя и учащиеся будут находить все новые и новые возможности для своего развития с помощью «1С:Образование». И снова наступит очередь первого этапа в применении программного комплекса «1С:Образование» – подготовительного, но на более высоком уровне развития школы, учеников и учителей.
Заместитель директора по ИКТ Елена Васильевна Кассихина
Учащиеся и педагоги школы № 52 работают с электронными образовательными ресурсами